Books
July 7

30. Кобо Абэ "Женщина в песках"

Нет иного пути возвыситься над трудом, как посредством самого труда. Не труд сам по себе имеет ценность, а преодоление труда трудом… истинная ценность труда в силе его самоотрицания.

Роман-притча японского автора с очень жизненным содержанием, опубликованный в 1962 году.

1. Обложка

Сюжет - это история учителя, увлекающегося энтомологией, который отправился на поиски новых видов насекомых, и попал в ловушку в очень странной деревне, где люди жили в домах, расположенных в ямах, окружённых песчаными дюнами.

Главный герой, Ники Дзюмпэй, которого в романе чаще всего называют просто "мужчина", в своем походе за насекомыми обнаруживает, что последний автобус ушёл, и принимает приглашение заночевать в одной из деревенских хижин в яме. На следующее утро он обнаруживает, что верёвочная лестница, по которой он спускался, исчезла. Женщина, живущая в яме (кажется имени у неё в книге совсем не было), объясняет, что задача теперь - каждый день отгребать песок, который непрерывно засыпает их жилище.

Билет в один конец – это распавшаяся на части жизнь без связи между вчерашним днем и сегодняшним, между сегодняшним и завтрашним.

Мужчина несколько раз пытается бежать, но каждый раз безуспешно. "Так ни у кого еще не получалось" - просто говорит женщина. И в конце-концов мужчина начинает видеть себя не только пленником, он уже воспринимает себя частью этого мирка.

В общем, песок здесь - как метафора тщетности человеческих усилий, их бесконечной повторяемости. Тем не менее, герой все-таки начинает находить некоторый смысл в своей работе. Как и любой, столкнувшийся с абсурдностью жизни, все же пытается найти в ней какой-то смысл и ценность.

Бесплодность песка, какой она представляется обычно, объясняется не просто его сухостью, а беспрерывным движением, которого не может перенести ничто живое. Как это похоже на унылую жизнь людей, изо дня в день цепляющихся друг за друга.

И в противовес вездесущему песку - вода, как символ надежды на спасение. Вода - главный ресурс в мире песков.

Отношения между мужчиной и женщиной в романе тоже очень символичны. Это сложная смесь из влечения, отчуждения и зависимости. Несмотря на абсурдность ситуации, отношения ровно такие же, как в реальности.

Любовь – это то, что остается, когда методом исключения отбрасываются запреты.

В общем, наверное, каждый сможет наложить сюжет этой притчи на свой жизненный опыт. Дзюмпэй находит некоторую свободу в принятии своего положения. Ведь свобода может заключаться не в отсутствии ограничений, а в способности использовать и ценить то, что имеешь.

Сильное, наполненное символами произведение, мне понравилось.

Список для чтения

Книжный марафон 2024