Books
March 21

25. Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой

Если тебе повезло в молодости жить в Париже, то, где бы ты ни очутился потом, он остается с тобой, потому что Париж – это переходящий праздник

Эту книгу я включу сюда как ту, в которой мне запомнилось вступление. Скажем так, сначала меня зацепило название. Потом, когда из предисловия я узнал о чем книга - мне сразу захотелось её прочитать.

1. Обложка аудиокниги

Введение же, написанное самим Хемингуэем - краткое, на полстраницы, в котором он скорее говорит о том, чего в книге нет - уже добавило интриги. Сама книга - это набор рассказов, без какого-то общего сюжета, но объединенных местом, временем и часто - действующими лицами, а в целом - тем самым постоянным ощущением праздника от возможности жить и работать в самом правильном на тот момент для этого месте. Париж, 20-е годы прошлого века, Хемингуэй и его знакомые.

Слог Хемунгуэя цепляет сразу и некоторые рассказы хочется разобрать на цитаты. Другие, особенно ближе к концу - показались не столь удачными. Часть рассказов посвящена знакомствам с другими интересными людьми, например Скоттом Фицджеральдом. Вообще, книга издана уже после смерти Хемингуэя, и он не завершил работу над ней. Некоторые рассказы включали / исключали из книги уже его потомки. Может быть этим и объясняется их некоторая неровность.

С точки зрения современного человека, в книге описывается множество каких-то диких, невозможных сегодня вещей: выпить с утра пару бутылок вина и сесть за руль; продолжать пить по дороге; хранить дома банку с опиумом "для друга" и даже забыть где она; кататься на горных лыжах на неподготовленных трассах, где в любой момент может сойти лавина; вообще катание на горных лыжах без подъемников и ski-pass-ов... Делало ли все это жизнь в то время более полной и свободной, чем она есть сейчас? На самом деле я так не думаю, но читать это крайне интересно )).

Или вот, совет дня:

Не обращайте внимания на свою одежду, не заботьтесь о моде, покупайте удобную и носкую, и тогда у вас будут одежда и деньги на покупку картин.

Я понимаю сам подход, и он мне в общем близок. Но вы вот когда-нибудь задумывались, буквально, о возможности купить картину, экономя на одежде?

О Париже 20-х, наверное, было написано много. Но мне вспоминается другой американский автор, который мне сильно нравился в свое время. Генри Миллер, "Тропик Рака". И вступление там тоже было запоминающееся. Так что хотелось сравнить... Два бедных американских писателя, один и тот же Париж, но насколько невероятно разные настроения и сюжеты. У Хемингуэя - праздник, семья, увлечения и общение с интересными людьми, а у Миллера - бесконечное одиночество нищего эмигранта и злая, грубая, хлесткая проза. Но и тот, и другой, по-своему, признают Париж тем местом, где надо писать и творить.

Как и пишет Хемингуэй:

Париж никогда не кончается, и воспоминания каждого человека, который жил в нем, отличаются от воспоминаний любого другого. Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, как бы он ни изменился, независимо от того, насколько трудно или легко было до него добраться. Он всегда того стоит и всегда воздавал нам за то, что мы ему приносили.

В Париже я до сих пор не был. Современный Париж меня никогда не привлекал, по крайней мере издали. Но его история, то, каким он был 100 лет назад - очень интересно. Кто знает, может надо рассмотреть его поближе?